Мероприятие состоялось в Общественной палате России в рамках расширенного заседания Совета по некоммерческому законодательству Конференции Международных Неправительственных Организаций Совета Европы.

Группа российских выпускников и координаторов проекта Сети Домов прав человека “Международное право для защиты общественных интересов – Дистанционное обучение адвокатов правам человека” под руководством председателя правления Российского исследовательского центра по правам человека Валентины Мельниковой приняла участие в круглом столе. 

Вниманию приглашенных был представлен 40-страничный доклад о ситуации с НКО в России., основанный на принятом в конце 2012г. законе, который возлагает на НКО, финансируемые из-за рубежа, обязанности по регистрации в качестве «иностранных агентов» и предусматривает для них новые правила отчетности и суровые санкции за их нарушение.

Закон об НКО вызвал у европейских экспертов “ряд вопросов относительно его соответствия Европейской конвенции о защите прав человека и другим признанным международным стандартам и принципам”. Доклад о ситуации с НКО в России будет представлен в январе 2014г. в Страсбурге на конференции международных неправительственных организаций.

Глава Совета по правам человека при Президенте России Михаил Федотов заявил, что, возможно, в скором времени законодательство об НКО будет пересмотрено. Предлагается изменение термина «иностранный агент» на «организация, получающая средства от иностранных источников». Кроме того, по словам Федотова, планируется создание государственного финансового фильтра для распределении средств грантодателей социально-ориентированным НКО. Функции последнего могут быть возложены на Общероссийское общественное движение “Гражданское достоинство”, возглавляемое Э. Памфиловой.

Член Общественной Палаты России Дарья Милославская отметила, что ожидается решение Конституционного суда РФ по многочисленным жалобам на соответствие закона «об иностранных агентах» Конституции России. Одна из таких жалоб подана Уполномоченным по правам человека в РФ Владимиром Лукиным.

Предметом обсуждения также стал ход и результаты массовых прокурорских проверок некоммерческих организаций, инициированных после принятия поправок в законодательство, регулирующее деятельность НКО. Участники мероприятия в частности подчеркнули, что в ходе проверок организаций, нормы о «политической деятельности» как элементе признания НКО «иностранным агентом», толкуются на практике весьма широко. Закон не содержит четких и недвусмысленных критериев для признания организации «иностранным агентом», таким образом, предоставляя проверяющим органам широкую свободу усмотрения для решения вопроса о том, считать ли ту или иную организацию «агентом» или нет.

Статистика Министерства юстиции, впрочем, заверяет, что проверки НКО в России не носили столь массового характера. Татьяна Вагина, заместитель директора Департамента по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции РФ указала, что из 220 000 зарегистрированных в России НКО проверкам подверглись всего 1000 организаций. По ее словам, Минюст сейчас ожидает решения Конституционного суда по закону об иностранных агентах и будет полностью им следовать.

Координатор проекта “Дистанционное обучение адвокатов правам человека” в России Евгения Адрова подчеркнула, что парадоксальность ситуации вокруг некоммерческих организаций в том, что как раз “благодаря принятию закона «об иностранных агентах» люди узнали, что есть НКО, и что они делают замечательную работу в интересах людей, местного населения”. По мнению Адровой, несмотря на существующий в обществе негатив, постепенно разрушается культивируемый государством стереотип о правозащите как о «шпионской деятельности».

Эксперты и участники мероприятия в целом отметили, что несмотря на предполагаемые изменения в действующий закон, принципиальное отношение российских властей к НКО остается прежним. Последние не воспринимаются государством как партнеры, а зачастую наоборот, как лица, действующие в интересах стран-грантодателей. Введенные новым законом дополнительные требования и суровые санкции сами по себе являются катализатором позиции власти к некоммерческим организациям. Не изменив существующего отношения к НКО, не установив диалога государства и некоммерческого сектора, вряд ли можно достичь сколько-нибудь значимых успехов одними лишь корректировками действующих законов.

На этом фоне, изменения терминологии и перестройка алгоритма финансирования некоммерческих организаций вряд ли будут способствовать повышению роли и значения некоммерческих организаций в глазах власти.

Дина Бийгишиева