В настоящее время формируется «второй призыв» общественных наблюдательных комиссий (ОНК), который должен будет без ротации работать в течение трёх лет. По мнению авторов обращения, по итогам первых двух лет работы комиссий следовало усовершенствовать закон и повысить эффективность контроля, – например, предусмотреть возмещение членам ОНК транспортных расходов. Вместо этого общественного контроль превращается в декорацию, лишённую реального содержания.

С нарушениями происходит формирование общественных наблюдательных комиссий г. Санкт-Петербург, в Нижнем Новгороде, в Ямало-ненецком автономном округе, в республике Коми, в Татарстане.

 В некоторых случаях нарушения носят формальный характер, а иногда сопровождаются явными нарушениями закона. Неизвестными лицами рабочей группе были представлены провокационные клеветнические сведения о якобы имеющихся административных взысканиях за хулиганство и неподчинение законным требованиям сотрудника милиции у двоих действующих членов ОНК, рекомендованных ей в новый состав комиссии, Михаила Кригера и Ивана Ниненко. На этом основании они были исключены из списка для утверждения Общественной палатой. Михаил Кригер зарекомендовал себя как активнейший член московской городской ОНК, последовательно и неуклонно, в любое время дня и ночи встающий на защиту прав людей, находящихся в местах принудительного содержания.

Правозащитники призвали ответственные органы вспомнить о том, что дух и смысл общественного контроля – в защите прав лиц, лишённых свободы, а не в обеспечении представительства силовых структур в общественных комиссиях, которые именно эти силовые структуры должны контролировать.

Среди подписавших обращения Люмила Алексеева (МХГ), Светлана Ганнушкина (Гражданское содействие), Валерий Борщев (МХГ), Наталья Дзядко (Центр содействия реформе уголовного правосудия), журналистка Зоя Светова и другие.